«Пауперополь» (часть 2)
Окончание. Начало здесь.
Ведь в этом отношении не произошло почти никаких перемен к лучшему с того времени, когда Адольф Сулиговский издал свою брошюру. Тогда, сорок лет назад, его брошюра о безграмотности Варшавы потрясла общество. А теперь (в 1936 году) пишут самым спокойным образом, что у нас двести тысяч неграмотных, и буквально никого это не волнует. Мы живем в самом пролетаризированном из европейских городов. Вводит в заблуждение, напоминая Европу, внешний блеск Сити, центра с несколькими десятками улиц, площадей, больших зданий, дворцов и парков.
Там живет меньше двухсот тысяч человек. Но мы забываем об окраинах, где гнездится миллион бедноты. В посредническом бюро труда зарегистрировано 30 тысяч безработных. 20 тысяч живут в бараках. В десяти ночлежках, рассчитанных на дне тысячи бездомных, бывает до 35 тысяч клиентов. В 1934 г. 12 тысяч больных не удалось поместить в больницы — не нашлось свободных мест. Подоходный налог в 1925 году платили 46 проц. населения Варшавы, в 1931 г. — уже только 40 процентов, а теперь?
Кто же в таком случае может покупать, кто может заказывать бюсты или брать ложи на новую пьесу? Из 1.200 варшавских школ 762 помещаются в арендованных домах, совершенно неприспособленных для учебных заведений. Варшава — город пролетаризированной интеллигенции и обнищавшей мелкой буржуазии. 60 процентов жителей Варшавы работают по найму, 30 процентов имеют собственные предприятия, причем, в розничной торговле преобладает низшая {восьмая) налоговая категория.
Число заключенных браков в столице упало с 11,9 на тысячу населения в 1924 году до 9,8 в 1932 году. Меньше всего естественный прирост населения в самой Варшаве: 13,4 на тысячу. Рождаемость упала до уровня 1918 г. — последнего года войны, когда Варшава была оккупирована немцами. Тираж польской прессы неуклонно уменьшается. Основное содержание газет вертится вокруг темы о том, как искать работу, или с предложениями работы — но газеты всего лишь отражают востребованные темы, не более того. Нечего в таком случае удивляться, господа артисты, что в Варшаве сейчас такой низкий культурный уровень.
Символ нынешнего обнищания Варшавы — ее вокзал. Это триумфальная арка при въезде в ад нищеты. Самой декоративной в колоритной деталью уличного движения столицы остаются конные «фиакры», в просторечья называемые извозчиками. Разумеется, в таких условиях ни о каком развитии туризма и о привлечении иностранцев в «маленький Париж» не может быть и речи.
«Новины Подзенны». Варшава. 1936 год.
[…] — всегда и повсюду. Как же можно ожидать оживленной книжной торговли в городе, имеющем 200 тысяч […]